385 км вокруг Аннапурны. Или 19985м вверх и 20150м вниз

И обратно…
Время в пути – 2ч 41мин
Время отдыха – 1ч 03мин

Эти два дня и последующие за ними через месяц события заставили меня переосмыслить часть своей жизни, а также по-другому
взглянуть вокруг себя. Мерка изменилась. Хрупкость и красота жизни стали не пустым звуком. Поэтому я испытываю особенно
трепетное отношение к этому участку трека.
Все началось как обычно. Мы проспали. Возможно, сказалось вчерашнее переохлаждение, или это накопилась общая усталость.
Но вставать рано утром – не было никакой мочи. А вылезать из теплого спальника – тем более. Из всего населения отеля только
нам было важно застать рассвет не в этом ущелье, куда солнечные лучи начинают проникать только ближе к полудню, а на
пути к Базовому лагерю Аннапурны, где можно увидеть, как первые оранжево-розовые петухи поют свои песни в абсолютной
темноте на самых высоких точках планеты.
Когда мы оделись и выпили по кружке горячего кофе, света вокруг стало столько, что мы поняли: тащить с собой
штативы – это переноска лишнего груза. Оделись нормально, как на перевал. Как я уже сказал, солнце в ущелье заглядывало
только к полудню. До этого момента тени склонов сохраняли в нем температуру близкую к состоянию сибирской зимы в марте.
Оставив все вещи в лодже, взяв с собой только фотики, мы отправились к последнему приключению на треке. Лучше нас с
Андрюхой чувствовала себя в это утро Ленка. Она скакала, как горная коза по камням и снежникам. Мы едва поспевали за
ней. Я пошел вторым, Андрей – замыкающим, отстав метров на 50. Тропа хорошо видна среди камней: трава вытоптана,
крупные камни отодвинуты в сторону, но как только она выходит на голый снег – она исчезает, и можно только догадываться
о ее появлении на противоположном берегу. Красные штаны Ленки ягодицами мелькают впереди меня, и я смело иду за
направляющим, человеком, который внимательно выбирает дорогу, чувствуя ответственность за теми, кто идет за ним. Но
Ленка – женщина. Молодая. У нее совсем другая логика. Какая? Не знаю. Точно не такая как у меня. С какого лешего ей вздумалось
лезть на самый верх снежника, почти под струи водопада, где уклон становится под 60 градусов, а длина перехода более ста метров?
Вместо того, чтобы спокойно перейти узкий перешеек по относительно плоскому участку? Андрюхе повезло, он не видел куда мы
повернули и спокойно перешел этот участок, и долго еще смеялся над нами, долбящими ботинками ступеньки на ледяной корке, рискуя
скатиться вниз в гремящие грязные воды реки. Нет, мы не устроили над Ленкой самосуда, просто посмеялись вместе, но поняли, что
идти за ней следом – подобно самоубийству, поэтому стали более внимательно вглядываться в тропу. И тут, - как отрезало! Полный
ступор. Ноги встали как вкопанные, просто, нет сил сделать следующий шаг, а прошли мы максимум половину подъема. Еще до
Базового лагеря Мачапучре не дошли, но силы иссякли. До сих пор не могу понять природу этого явления. Иногда, очень редко,
на треке такое случается. Лучше в этот момент останавливаться, делать дневку и отдыхать. Это не зависит от высоты, от
дальности перехода, - просто случается, и ничего сделать нельзя.
Но нам надо продолжать подниматься. Мы уговариваем себя, что скоро подъем закончится, можно будет расслабиться, и упрямо
переставляем ноги вверх.

Показались домики МВС. От ручья, протекающего под холмом, к ним поднимаются ступеньки. Мы уже занесли ноги, чтобы
преодолеть их, как какая-то англичанка, которая уже спускалась вниз, после ночевки в АВС, сказала нам, что туда лезть вовсе
не обязательно, а если мы хотим идти выше, то вот она тропа, - полого поднимающаяся вдоль берега этого самого ручейка.
Действительно, ручей стал просто спасением, и мы выбрали этот незатейливый путь. Снег здесь только что сошел, и сквозь
прошлогодние жухлые смятые стебли проглядывают аккуратные букетики горных сиреневых цветов.

Прямо по курсу ручья – Южная Аннапурна. Главный пик находится много дальше и пока скрыт ближайшим холмом,
он и смотрится чуть ниже из-за своего дальнего расположения.

Густая синева неба - без единого облачка. Мы надолго зависаем на веселых лужайках вдоль тропы, и силы
постепенно возвращаются. Еще несколько усилий, легкий подъем на уступ, - и мы на месте.

Вот он Базовый лагерь Аннапурны. Андрюха приотстал, встав в позу фотографа возле низкой кочки где-то внизу.
Ленка, объятая восторгом, носится между домиков, выкрикивая во все горло, как здесь обалденно, как здесь все
здорово!!! ПРОСТО ОФИГИТЕЛЬНО!!!!! Горняшка хватила девочку, думают остальные туристы, но мы уже немного
привыкли к такому проявлению восторга, поэтому относимся снисходительно.

Проходим за домики лоджей, и над одной из палаток видим развевающийся большой триколор.
- Заходите, ребята, - слышим приветливые голоса изнутри.
- Спасибо, - и здороваясь и знакомясь заходим мы внутрь.
- Откуда вы? – продолжается обычный обмен любезностями.
- Эти двое из Сибири, из Кузбасса, - выпаливает Ленка, показывая пальцем на меня, - А я из Москвы…
- Двое? – улыбчивый вопрос
- Ну, да, - не дает мне она вставить слово, второй еще там плетется, - машет рукой в сторону домиков.
Нам наливают чаю, предлагают шоколад, конфеты, джем и прочие ништяки, которые на такой высоте
можно найти только в кают-компании альпинистов.
- Из Кузбасса, значит, - говорит один из них (Дима Синев, также родом из Новокузнецка, сейчас живет
в Подмосковье), - отличные были ребята…
Наступило неловкое молчание, трагедия на К2, прошедшая несколько лет назад и стоившая жизни
четверым нашим землякам, оказалось сильно близка ребятам, которые в тот момент находились там
же, только в другом лагере, по нему не прошелся молох лавины, и они остались живы, а те… остались на К2.
В палатке сейчас помимо Димы, Сергей Богомолов, Алексей Болотов, Александр Лутохин – альпинисты
и Олег журналист из Риги. Подходит, высунув язык на плечо Андрей, еле передвигая ноги.

Достает из рюкзака заветную бутылочку с настойкой золотого корня и остатки суджука. Это подарки. Суджук режется,
а истинную ценность родиолы знают только Дима и Сергей. Дима тут же со смехом прячет ее в карман, обещая, что будет
выдавать ее по чайной ложке всем участникам, но лицу видно, что раздавит где-нибудь за углом (шутка).
Мы отдыхаем. Болтаем. Расслабляемся. Дима, схоронив бутылочку корешка, разливает рому. Выпив, спрашиваем, где
мемориал Букреева и идем постоять пару минут.

Продолжаем снимать. До чего же красивы здесь горы! Традиционные непальские флажки создают особый колорит места.
Рядом с ними огромная пропасть-морена. Внизу – долина каменных мусорных холмов. Слышно, как осыпаются камни в тех
местах, где подтаял лед под ними.

Перебегаем от одной точки к другой, и глаза не устают, с каждым шагом открывается новый ракурс, появляется новая панорама.

Вокруг настоящие горы. Высокие. Одни из самых высоких на земле, а я не ощущал дискомфорта, не было задавленности,
все было поглощено красотой. Появились облачка. Мы решили подняться по ближайшему склону, чтобы поснимать это
место сверху. Успели только на 130 метров, - и все небо затянуло сплошной облачностью. Похолодало. Спускаемся вниз.
Вокруг идет своя жизнь. Совершается круговорот туристов в Базовом лагере. Портеры играют в волейбол.
Высота 4130 их нисколько не смущает.

Подхватываем Ленку, продолжающую скакать с камня на камень с восторженными воплями, и идем обедать. Перед нами
стоит дилемма: остаться здесь, или возвратиться в Деурали. Поскольку, мы не предупредили Радзу о нашей возможной
ночевке, у нас нет с собой штативов, я предлагаю спускаться, потому что распиздяй Радзу не вовремя может начать
спасательные работы по нашему поиску. Андрей и Ленка настаивают на том, чтобы остаться. В общем посылаем Радзу к
гинекологу и решаем остаться. Бронируем номер, но забываем взять от него ключ и опять уходим к нашим: там хорошо,
тепло и по человечески и физически.
Теперь компанию дополнили канадцы Дон и и его видео оператор Ден (их видео отчет можно посмотреть
здесь) и американка Ненси, подруга баска
Иньяки, который сейчас вместе с румыном Хория проводят работы на маршруте. Связи нет, или почти нет. Китайцы
глушат любую связь, опасаясь за свою безумную акцию – занести олимпийский огонь на Эверест. Разговор, так или
иначе, касается этой темы. Большинство склоняется к тому, что Эверест будет усыпан трупами на этом восхождении.
И, хотя, китайцы отрапортовали всему миру, что обошлось без жертв, мне почему-то кажется, что – врут…
Сергей предлагает посмотреть видео. Ребята выбирают мультик «Смывайся». Удивительное ощущение: сидишь в
палатке на высоте 4четырех с лишним километров, с людьми, за плечами которых несколько восьмитысячников, а таких
намного меньше, чем космонавтов сегодня, пьешь с ними ром, чай, ешь таблерон, смотришь мультики, и ощущение
уместности происходящего. Нет ничего лишнего, наигранного, фальшивого. Так и должно быть. Время остановилось.
Что осталось внизу, - стало далеким, как будто прочитанным в книжке, а не реальным.
А в это время, в сгущающихся сумерках в небе разыгрывается феерическое действие: огромное оранжевое облако
наползает на Мачапучре, пытаясь ее поглотить. Пейзаж меняется каждую секунду. Длинные выдержки. Я снимаю
на грани шевеленки.

Весь народ высыпал из свои палаток и номеров. Все захвачены фантастическим зрелищем. Ден куда-то пропал.
Ну все, думаем мы, - пропустил такие кадры. Ан нет, - вон он идет счастливый с камерой и штативом. Нашел,
говорит, отличную точку съемки.
Обмениваемся впечатлениями. Андрюха под шумок предлагает канадцу скинуть свои фотки на его ноут. Ден
беспомощно озирается по сторонам, потом все-таки сдается под натиском Андрея.
Нас кормят ужином, которые приготовили специальные непальские повара экспедиции.
Ленка, перевозбужденная восторгом упросила Сергея показать слайд-фильм о К2, потом об Эвересте, Килиманжаро…
Алексей, Саня и Ненси не находят себе места: Иньяки и Хория задерживаются. Они бегают от палатки до края
морены и обратно. Наконец, они увидели вдалеке два огонька и облегченно вздыхают.
Поздно. Пора отдыхать. Время подходит к полуночи. Идем искать свой кров. В лоджах – тишина. Все спят. Они еще
не знают, что им придется иметь дело с Ленкой, которая стуками и криками будит все местное население и
не успокаивается, пока нам не дают наш ключ и одеяла.
На этот раз пробуждение в пять утра никакого дискомфорта не доставило. Холодно, но легко.

Вода в небольшой проточной луже покрылась красивыми кристаллами льда. Ждем. Загораются Аннапурны, и , затем, с
противоположной стороны между Аннапурной III и Гандарбой Чули, появляются сначала косые солнечные лучи,
пронизывающие чернь неба, и наконец, заполняя собой все пространство от края до края.

Хочется снимать и снимать. С Аннапурны скатывется лавина.

Почему-то не надоедает пейзаж.

Через час спускаемся к месту ночевки, завтракаем и поднимаемся к палатке, чтобы пожелать ребятам удачи, сделать
фотографию на память, и отправиться вниз. К нам подходит улыбчивый парень и протягивает руку:
«Иньяки», - представляется он, мы называем себя и просим не уходить далеко: собрать команду вместе для снимка
также трудно как усадить группу детей детсадовского возраста и попросить их сидеть тихо. Нам это удается ненадолго.

Жмем руки. «Удачи!», «Ни пуха!», Сегодня ребята уходят в первый лагерь, мы уходим вниз.
Вернувшись домой мы продолжали следить за ходом экспедиции. Переживали, что Сергей заболел, что Диме и Сане
пришлось покинуть экспедицию. Радовались, что Леха Болотов поднялся таки на вершину.
И тут, как удар поддых: Иньяки погиб!!! Остался навеки в палатке на склоне. Этот баск, с которым перебросились всего
несколькими словами приветствия, успел так расположить к себе, столько дружелюбия и жизнерадостности было
в нем, что его смерть мы переживали, как смерть очень близкого человека.
Прочитать хронику экспедиции здесь: http://www.russianclimb.com/russian/anna_bogomolov2008.html
о спас работах на Аннапурне: http://www.russianclimb.com/russian/urubko_anna_report.html

Мы же спускались легко и быстро достигли лоджа в Деурали. По пути нам попадались группы туристов, которые спашивалиу
нас, а не те ли мы самые русские, которых в Деурали портер потерял? «Ага», - отвечали мы и шли дальше.

Радзу, как ни в чем не бывало, сидел во дворике лоджа и пиздел с другими портерами. Ему было глубоко насрать на
нас и нашу судьбу. «Правильно мы вчера отправили его к гинекологу», - подумали мы…

Продолжение следует…

_________________
В действительности все было не так, как на самом деле
neuda4nik

20 день трека 29 апреля 2008г.

Третий из трёх, самых трудных дней на треке.

Утром мы уже традиционно проспали Wink
В комнате стоит дубак, как выяснилось я по запарке отдал свою пуховку Крису, и сейчас вынужден ходить в поларке сотке.
Так как по плану у нас радиалка, то всё барахло оставляем в номере.
Вешаем на дверь замок, а сами налегке отправляемся в АВС.
Ленка предлагает взять своего портера и нагрузить его штативами и прочим добром, но мы решаем,
что к нашему приходу в АВС будет достаточно светло и ничего нам не потребуется.

Практически через 300м от лоджа упираемся в мощный конус лавинного выноса, заканчивающегося в реке.
Ленка идёт первая, и лезет по краю снега куда-то наверх. И Димка потопал за ней - не может пропустить ни одной юбки Smile
Меня перспектива корячится по такому уклону совсем не прельщает и я пытаюсь разглядеть следы на снегу.
Видно, что таки народ идёт по выносу, без набора высоты.
Снег за ночь подмёрз, и есть вероятность сорваться вниз по склону и улететь в бурную реку. Rolling Eyes
Рублю рантом башмака ступеньки, перестраховываюсь, и успешно пересекаю лавину. Народ пыхтит где-то выше и сзади. Хе-хе Smile
Тропа идёт в настолько узком ущелье, что ГПС не может поймать спутники. Я на измене - ГПС сломался!
И только через пару километров появляется сигнал.
Вчерашний дождь на вершинах выпал снегом, украсив их белыми шапками.
Ленка (в красном) и Димка телепаются позади, метрах в 50.

Machhapuchre (Fishtail)
В ущелье между гор появляется Рыбий Хвост, от нас до вершины по горизонтали 3.5км,
перепад высот тоже 3.5км - стало быть уклон на вершину 45 градусов.
Солнце где то за горами и в ущелье стоит морозец.
Как-то совсем тяжело идётся.
Ленка вырывается вперёд и убегает от нас как от стоячих.
Вдалеке показалась крыша какого-то домика, при приближении похоже, что это МВС.
Видно как Ленка забралась к домику и движется вдоль забора.
Пьём воду из ручья, набираемся сил перед броском, и тут вдоль ручейка, по тропе спускается девушка и говорит,
что там наверху метеостанция и нам туда идти не нужно, а к МВС дорога вдоль ручья!
Идти до МВС ещё метров 500. Как хорошо, что не надо лезть наверх! Wink

Солнце уже поднялось достаточно высоко, и первые лучи проникают в ущелье, освещая метеостанцию.
По центру, наверху виден Рыбий Хвост.

Ну тут и без комментариев понятно - МВС!
Хозяева настойчиво предлагают нам зайти и выпить чай.
Мы же ищем по лавочкам лимоновый концентрат, для получения напитка.
Нигде нет. Сонный народ выходит из комнат и разглядывает округу в бинокль.
А мы продолжаем путь наверх.
Ещё подниматься 420м.

Сразу за МВС тропа резко поворачивает налево, открывая белоснежные вершины.
Передохнув несколько минут идём дальше.

Выходим из тени на свет, становится теплей.
Лучи солнца режут утренний воздух, пытаемся заснять эту грань света и тьмы.

Хижина дядюшки Тома. Интересно это у них летние фазенды или для чего?

Такое ощущение, что буквально 3 дня назад тут лежал снег.
Он и лежит ещё в тени, за большими камнями.
Навстречу спускаются туристы, которые ходили встречать рассвет с МВС в АВС.
Вот сюрприз - навстречу топает диссидент Миша из Израиля, с которым мы пересекались в Браге, Мананге, на Тиличо,
в Thorong-La, Марфе и ещё где-то.
Мир тесен. И это ещё не последняя наша встреча с Мишей на треке Smile
Миша идёт без подруги, на вопрос куда он её подевал, неопределённо машет рукой и бормочет, что-то невнятное.
Понятно - не срослось.
В очередной раз прощаемся с Мишей и идём дальше.
Под ногами полянки первоцветов. Нежные сиреневые цветочки, слегка похожие на медуницу, высотой сантиметров 10.

Ноги окончательно отказываются идти, и я уже догадываюсь почему.
Мы сегодня опять не завтракали!!! Организм требует калорий. А раз нет топлива, то и нет хода. Аксиома!!!
Сажусь на камень около небольшой лужи и отдыхаю. Делаю фотки отражений гор.
Высота их такая, что на 24мм гора с отражением не помещается в кадр.
Ленка уже скрылась из виду, а Димка удаляется с каждой минутой всё дальше и дальше.
Сидел наверное минут 20, не помогло. Иду превозмогая усталость.
А высота то всего 4км. Ну вот с чего бы не идти???
Но организму видней, и он всячески препятствует моим попыткам заставить его идти в АВС.
Конфликтует душа с организмом!!! Wink

Ещё один дядя Том, но у этого две стены всё же каменные.
Прямо по курсу разворачивается цирк Аннапурны.
Которая из них главная Аннапурна я не знаю, пытаюсь угадать, ориентируясь на кажущуюся высоту.
Но горы обманчивы, и в итоге, та гора, что казалась самой высокой, по факту
оказалась Аннапурной восточной 8031м.
Да и ладно - всё равно красивая невероятно!

Прохожу моренный вал ледника и справа открывается грандиозный вид на вершины, скрытые до этого.
Прямо по курсу трезубец Аннапурн, левая вершина самая высокая 8091м.

Наконец таки доползаю до лагеря.
Видны крыши домов, вокруг суетится народ. На верёвках сушится бельё. Остался последний рывочек по лесенке.

Прохожу между лоджей. Под ногами хрустит ледок. Сразу за домами виден палаточный лагерь экспедиции.
Среди палаток почему-то развевается канадский флаг - странно.
Вроде экспедиция русская. Наверное канадцы приблудились к нашим

По центру располагается кают кампания экспедиции с родным триколором на флагштоке. Ага - вот тут наши.
Собираю остаток сил и двигаюсь туда.

К своему стыду, перед поездкой я не заходил на mountain.ru и был совершенно не в курсе, что наши планируют
восхождение на Аннапурну.
Поэтому я не знал, что за ребята были в палатке - а зря!
Ибо тут были легендарные личности Российского альпинизма, восходители на многие восьмитысячники.
А то, что Сергей Богомолов был в одной связке с Сашей Фойгтом и Юрой Утешевым, в том злополучном 2006, на К2, я узнал много позже.
Вот такой я серый и не образованный, жалею вот теперь.

Перед палаткой отдыхает псина, типичная непальская дворняга, которая не лает и не кусает. Характер нордический
В прошлой серии я рассказывал о собаке, которая лежала на веранде - вот точно такая же как эта, только раза в два побольше.

В палатке уже сидит Димка и по хозяйски отоваривается чаем. Чай сейчас очень в тему, настолько, что Димка целиком
залез в термос - только одна голова из него торчит.
Изображает джина из термоса.
Ленки не видно - уже дальше умчалась - на Аннапурну наверное.
В палатке, у стола сидит несколько человек, стол завален продуктами и посудой.
В торце палатки на столике расположились ноутбуки, радиостанции и спутниковые телефоны. Деловой беспорядок.
Здороваюсь, и в изнеможении шлёпаюсь на свободный стул - чаёчку бы сейчас... пару кружечек!

Мне выделяют кружку и наливают кипятка из второго термоса, Димка из этого вылазить не желает, как мы не тёрли бочину термоса.
Прописался короче тут. Wink
Знакомлюсь с парнями. Оказывается мы не единственные гости. Незадолго до нас сюда ещё пришел Олег, он журналист из прибалтики.
Он собирается ночевать в палатке - есть одна свободная в лагере.
Как говорится хочет на собственной шкуре попробовать альпинистский хлеб.
Нас ночёвкой в палатке не удивить!

На глаза попадается 4.5кг шоколадка - Таблерон. Вот это монстр.
Парни говорят - ничего особенного кроме размера, обыкновенный молочный шоколад.
В ответ на гостеприимство хочется угостить ребят чем-нибудь тоже. Кроме остатков суджука и настойки золотого корня у нас ничего нет.
Значит будем угощать тем что есть!
Дима Синёв оказывается родом с Новокузнецка, с Запсиба.
В шестилетнем возрасте он с родителями переехал в Черноголовку, что под Москвой.
Из всех парней он оказался самым общительным, поэтому беседа идёт практически только через него,
остальные парни сосредоточены и немногословны.
Ясно дело не продавцы семечек на рынке!!!

Дима берёт шефство над настойкой золотого корня, теперь она в надёжных руках. Wink

Немного отдохнув, иду фотографировать округу, и вижу Ленку занимающуюся "своей работой" - коммерческой рекламной съёмкой.
Сергей Богомолов экспонирует флаги спонсоров на фоне Аннапурны.
Не будет флагов - не будет спонсоров. Не будет спонсоров - не будет денег на экспедиции.
Вот такой замкнутый круг!

Я тоже попробовал такое поснимать - вроде получилось.
Вот только Аннапурны не видно, так как снимал телевиком. Wink

Аннапурна во всей красе.
Левая вершинка главная, кажется что она ниже, но так только кажется, потому, что она дальше находится.
Вот на эту горку ребята планируют забраться.
Высота стены от основания до вершины - 4км Shocked
Вот так сразу и не забежишь!

Дима Синёв показывает маршрут на стене - совсем не простая у них дорожка нарисовывается! Ледопады, сераки, трещины, отвесные карнизы.
Маршрут проложен рядом с польским (№6 по карте). Ребята переживают, что им может не хватить верёвок.
Они закупили на восхождение 2.5км верёвок!!! Shocked , но из-за сложностей в подходах были вынуждены провесить 500м перил по зелёнке.
Вот этих 500м может и не хватить!
Интересуемся сколько портеров тащило всё барахло в базовый лагерь? 65 человек!!!
Ого - представляю себе эту вереницу людей!

Это кухня гималайской экспедиции. Рулит там местный повар с помощником.
Кастрюльки, сковородки, запасы продуктов, газовые баллоны - типичная кухонная обстановка.
Вечером мы ужинали с ребятами - готовит повар замечательно!!!

Постепенно цирк затягивается тучами и мы решаем пока не поздно сбегать на борт долины - поснимать виды.
Дима говорит, что там на верху есть какие-то буддистские памятники и туристы туда поднимаются. Мы тоже решаем туда сходить.
Так выглядит АВС с высоты птичьего полёта.
Внизу за палатками видна морена ледника, там постоянно движется лёд под камнями.
Что-то осыпается и грохочет почти каждую минуту.
Набрав примерно 150м высоты видим как тучи уже полностью закрыли Аннапурну, а стало быть нет никакого резона лезть наверх.
Посидев несколько минут на камнях возвращаемся вниз.

На верху каменной гряды находятся памятники, а мы залезли только до половины. Стая воронов закружила над нами.
Кыш пух пернатый!

Спускаемся к лоджам и застаём Ленку за обедом. Что-то у неё с аппетитом. Макароны с кетчупом не лезут.
Зато нам хорошо лезут. Wink Быстренько ей помогаем управиться с обедом.
Димка оставил свою кепку в Деурали, поэтому выклянчил у Олега ковбойскую шляпу и в ней рассекал по округе.

В какой-то момент времени решаем, что тут настолько здорово, что нужно тут остаться и поснимать закат и рассвет!
Тем более, что Ленка уже застолбила комнату в лодже, да ещё и трёхместную!!! Она знала, Она знала!!! Wink

Спрашиваем у местных где тут мемориальная доска Анатолию Букрееву? Памятник где?
Местные тупят, и никто ничего не знает. Обошли всю округу - нет ничего похожего.
Но ведь вчера на фотках американца мы сами видели - есть!
Спрашиваем у наших ребят, и они показывают.

Оказывается памятных досок две, и находятся они на буддистском памятнике, около гребня морены.

Мы были около них уже несколько раз, но из-за флажков не разглядели текста.

Возвращаемся в палатку.
Сергей безуспешно пытается в который раз отправить по спутнику отчёт об экспедиции.
Китайцы забивают эфир. Турайя стоит колом.
В палатке идёт непринуждённая беседа о житие бытие альпинистов.
О спортивных и коммерческих восхождениях.
О том, что из-за "коммерсантов" на Эверест уже и не зайти - все стоянки заняты и банально негде переночевать маленькой группе.
Меня что-то начинает знобить, чувствую себя неважно. Видимо вчерашний переход под дождём сказывается.
Дима выручает меня пуховым жилетом - есть у него в палатке запасной!
Огромное спасибо. В жилете жизнь становится веселей! Wink

Для поднятия духа Сергей предлагает посмотреть что-нибудь весёленькое на ДВД.
После долгих выборов находит мультик, и мы целый час смеёмся глядя на незадачливые приключения мышей в городской канализации.
Лёша Болотов, до этого упорно предпочитавший читать книгу не выдерживает и тоже смеётся вместе с нами.
В палатке царит непринуждённая атмосфера.
Нет никакой напряженности, Кажется, что эти ребята то уж точно заберутся на вершину.
Настолько чувствуется в них уверенность в своих силах.

После окончания мультиков выглядываем на улицу и видим нечто!
Огненная феерия облаков зависла над Рыбьим Хвостом.
Весь народ вывалил из палаток и снимает это явление.

Ребята уже тут месяц, но ни разу ничего подобного не видели.
Красно-оранжевые облака, выползают из-за хребта и рассеиваются в небе.
То и дело видно как под облаками сверкают молнии - там идёт гроза.
Очень красивое и тревожное зрелище.

Народ вывалил на улицу смотреть это чудо. Небесная фейерия продалжалась почти полчаса. Незабываемое зрелище.

На улице стало темнеть и нас пригласили на ужин. Ребята накануне ушли домой и продуктов в лагере было теперь с запасом.
Как мне помнится, был картофельный суп-пюре с чипсами, мо-мо, какой-то салат и компот из персиков.
Всё было очень вкусно!

Ужин в альп лагере. Вот ещё вижу жаренную картошку.
Шеф повар приносил нам блюда, а мы, возглавляемые Нэнси раскладывали их по тарелкам и передавали ребятам.

У меня под вечер сильно разболелась голова, поэтому прошу Сергея выручить колёсами, так как наша аптечка осталась в Деурали.
Сергей даёт цитрамон и аспирин. Ударная доза - 4 таблетки! Утром всё прошло!
Ребята ожидают подхода испанца Иньяки и румына Хории с верхнего лагеря.
В 4 часа дня они по рации сообщили что вышли из лагеря, но до сих пор их нет. На улице уже стоит непроглядная темень.
После очередного маршброска к морене ребята сообщают, что видят 2 огонька га склоне.
А нам уже пора спать! Ребята остаются дожидаться коллег по цеху, а мы идём баиньки.
Ситуация осложняется тем, что Ленка зафрахтовала номер, но не взяла от него ключей и нам предстояло их найти.
Видим в доме напротив огонёк, заходим и пытаемся выяснить как попасть в наш номер.
Народ курит травку и машет неопределённо рукой в сторону Маччапуччаре. Типа не мешайте ловить кайф. Wink
Пытаемся выяснить где же взять ключи. Спрашиваю у Ленки, в каком месте ты договаривалась о комнате?
Вот тут. Значит надо ломиться сюда Smile
В свете фонариков видно, что в комнате спят несколько человек завернувшись в одеяла.
Долго и муторно ломимся в дверь. Наконец-то видим, что один человек зашевелился и открыл нам дверь.
Ленка сразу его вразумила и он нам быстренько подтянул ключи.
Спальники у нас в Деурали, поэтому сразу требуем у парня одеяла.
Открываем комнату и немедленно заваливаемся спать прямо в одежде.
Самое прикольное было в том, что я оставил свой фонарь в Деурали и мне пришлось под утро,
в абсолютной темноте, на ощупь искать путь к туалету.
Но нашел, и даже вернулся назад (один раз только лбом в косяк приехал)
Одной звездой в гималаях стало больше. Smile

За день снято 196 кадров и 9 панорам.